21 декабря 2015 г.

Стихи для детей, как их читать и учить?

 Все маленькие дети любят стихи и легко усваивают все, что ритмично. Ведь ритм – это то, что очень полезно нашему, человеческому организму. Все, что нас окружает: от смены дня и ночи, времен года до биения сердца – все подчиняется ритму.



 Несомненно, стихи развивают и память, и речь, помогают легко и весело изучить окружающий мир – особенно стихи о животных, о природе, стихи-считалочки – в игровой форме обучают счету, а стихи-загадки развивают логику. Ну, а если посмотреть еще глубже?
Стихи – это зарифмованные строчки! Поэтому повторяя их, малыш хочет-не хочет, а говорит полными предложениями. Это очень важно, ведь в быту малыши ленятся и обходятся обычно одним-двумя словами.
 Про память уже было сказано, но хочется отметить, что именно заучивание стихов задействует механизмы долговременной памяти, которая остается на всю жизнь! Память – это мускулатура, которую также можно развивать. Ведь развиваете же вы своего ребенка физически, чтобы в дальнейшем будущем он был физически крепким и здоровым? Также и с памятью. Ее надо начинать развивать как можно раньше.
 Повторение стихов к тому же улучшает произношение – ведь надо говорить слова полностью, чтобы соблюсти ритм и рифму. Ну, на эту тему очень много есть скороговорок и чистоговорок, которые, лично я считаю, просто необходимо заучивать с ребенком во избежание дефектов речи в будущем.
 Что еще дают стихи? Развивают ритмический слух – важный компонент слуха музыкального. Ритм – основа музыки. Кстати, ритм и музыка развивают у детки еще и математические способности.
Ну и, конечно же, годам к трем ребенок, благодаря любимым стихам и праздникам учится выступать на публике. Согласитесь, очень важный навык, который пригодится в школьной жизни!

Так, когда же начинать учить с ребенком стихи? Первые рифмованные строчки малыш с удовольствием слушает и запоминает, когда мама ему поет колыбельные, рассказывает какие-то потешки, пальчиковые игры (та же незаменимая «сорока-ворона кашу варила» или «идет коза рогатая»). Стихи со звукоподражаниями.
Потом начинаем читать перед сном, проводить тематические занятия, в которые включены стихи.

Как же читать стихи так, чтобы ребенок их лучше запоминал?

• Ни в коем случае не учить стихи специально! Ребенок живет игрой, и во время игры можно научить его чему угодно: счету, чтению, в том числе и привить любовь к поэзии.


• Очень хороший прием – читать стихотворение с договариванием (т.е. когда ребенок договаривает последние слова). Этот прием вообще очень хорош для развития речи. Читать надо, разумеется, эмоционально, с чувством. Вот тогда точно запомнится!


• Еще один хороший прием – читать на ходу, либо с сопровождением стиха действиями. Например, читаете: топ-топ и делаете в это время то же самое. Таких стихов-игр – огромное множество. И такой прием-то и развивает лучше всего тот самый ритмический слух.

Английский поэт и философ С.Т. Кольридж, живший в XIX веке, сказал: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». А ведь мы желаем своим детям только самого лучшего, правда?

Комментариев нет:

Отправить комментарий